Коранические Откровения ниспосылались Пророку постепенно на протяжении свыше двадцати трех лет. Мусульмане верят, что Коран — точное воплощение Слова Аллаха, и в этом смысле он весьма отличен от остальных Священных Писаний, сотворенных людьми спустя многие годы после смерти пророков, впервые возвестивших откровения, содержащиеся в них. В дальнейшем эти писания, благодаря трудам многих ученых, подвергались неоднократным изданиям, переработкам и добавлениям.
* * *
В Коране содержатся только откровения, ниспосланные Аллахом; в нем нет ни единого слова от Пророка. Он был всего лишь посредником.
(Собственных высказываний и изречений Пророка насчитывается несколько тысяч, и называются они хадисами.)
Получив откровение, Пророк заучивал речения наизусть, а затем записывал их на первом попавшемся под руку материале — на сухих пальмовых листьях и горшечной черепице, на бараньих ребрах и лопаточных костях, на кусках кожи и белых камнях.
Одно речение называется айа (мн. число айат — «знамения»), а глава называется сура. В Коране содержится 114 сур различной длины (все они, кроме девятой, начинаются словами: «Именем Аллаха, Милостивого, Милосердного») и 6 616 айатов — в общей сумме 78 000 слов на арабском языке.
Суры расположены в Коране не в хронологическом порядке. По общему мнению, первое откровение содержится в суре 96:1—5, а последнее — в cуре 5. Существующий ныне порядок сур был именно в таком виде заповедан Пророку, который каждый рамадан прочитывал все речения, полученные Им от ангела Джибрила, и незадолго до своей смерти дважды сверил вместе с ангелом истинность и точность всего текста.
Первая сура называется Aлъ-Фатиха (Открывающая). Некоторые суры получили свое название по какому-нибудь выдающемуся событию, о котором они повествуют, или слову, которое они содержат; среди них встречаются и довольно странные названия, например, аль-Бакара (Корова) и аль-Анкабут (Паук). Другие названы именами Аллаха, например, ан-Нур (Свет), ан-Назир (Предостерегающий), алъ-Маджид (Славный).
Сура «Корова» повествует главным образом о религиозных обязанностях, о законных основаниях для развода и о правилах ведения справедливой войны.
Во времена возникновения ислама книги были достоянием богатых людей, и народу приходилось учиться, запоминая тексты наизусть. Знавшего наизусть полный текст Корана называли хафизами. В сражениях погибало много хафизов, и народ забеспокоился о надлежащем сохранении священного текста после смерти Пророка. Они начали повторять коранические речения и перекладывать их на свои диалекты, что привело к опасности личного истолкования, неверного понимания и несогласованности разных версий.
Первый халиф Абу Бакр приказал сподвижнику Пророка Зайду ибн Табиту составить полный письменный текст Корана в одной книге. Он никоим образом не изменил смысл посланий и не добавил никаких объяснений и примечаний. Этот текст был отдан вдове Пророка Хафсе, дочери халифа Омара.
Двадцать лет спустя после смерти Пророка, в правление халифа Османа, были изъяты все существовавшие до того времени письменные версии Корана, которые либо сверяли на полную согласованность с образцом, либо уничтожали. Затем были сделаны многочисленные списки с этого «стандартного» текста и разосланы во все главнейшие центры ислама. С тех пор все копии Корана в точности соответствуют друг другу.
Мусульманин, открывая Кор'ан для чтения, знает, что он сейчас будет один на один со словами Аллаха. Нижеследующее содержит вкратце правила поведения, которые описаны в деталях учёными ислама, касательно поведения при чтении Корана. Шейхи пишут, что тот, кто будет считать себя недостаточно соблюдающим правила чтения Корана, тот будет продвигаться в степенях близости к Аллаху, а тот, кто будет довольным тем, что он достиг совершенства, тот останется далеко от продвижения.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЧТЕНИИ КОРАНА
(из книги "Ценности Кор'ана" Хафиза Мухаммадa Закария - да будет Милостив к нему Аллах Тааля)
После совершения мисвака и вуду (тахарата) надо сесть в уединённом месте с чрезвычайным почтением и смирением, лицом к кыбле, и читать Коран от всего сердца с трепетом, с надлежащей в этот момент любовью, так, как будто бы читаешь его самому Аллаху Та'аля. Если понимаешь смыслы, тогда вместе с размышлениями и раздумьями просите милости и прощения над аятами, обещающими милости, и защиты и убежища у Аллаха - над аятами о наказании, так как кроме Него нет избавителя. Читая аяты о Величии и Святости Аллаха, необходимо говорить "Субханаллах". Если во время чтения слезы не идут сами собой, нужно постараться заставить себя заплакать.
"Самое сладостное для влюблённого это жаловаться возлюбленной со слезами на глазах".
Если нет намерения заучить, тогда не надо читать быстро. Коран нужно положить на подставку или подушку, или на возвышенное место. Вовремя чтения ни с кем не разговаривать. Если возникла необходимость, то нужно разговаривать после того, как закроешь книгу. А перед возобновлением чтения прочитать "Та'авуз" (А'узу билляхи). Если люди вокруг заняты своими делами, то читать тихо - лучше, иначе, предпочтительнее читать вслух.
Машаихи (Шейхи) приводят 6 внешних и 6 внутренних правил.
Внешние правила;
- С уважением, с вуду (тахаратом) сесть лицом к кыбле.
- Не торопиться в чтении, читать с тартилем (расстановкой) и таджвидом.
- Стараться плакать, и даже заставлять себя.
- Отдать должное аятам о милости и наказании, как упомянуто выше.
- Если имеется вероятность показности или неудобства для других, то читать тихо, иначе - громко.
- Читать нараспев, потому что во многих хадисах приводятся указания на чтение Корана нараспев.
Внутренние правила;
- Держать в сердце Величие Корана, что насколько это возвышенные слова.
- Держать в сердце Величество, Возвышенность, Могущество Аллаха Та'аля, чьими словами является Коран.
- Очистить сердце от васваса (сомнений) и страхов.
- Размышлять над смыслом и читать с наслаждением.
Расулюллах (салляллаху 'алейхи уа саллям) однажды провёл ночь, читая следующий аят заново и заново: "Если Ты их накажешь, то ведь они - Твои рабы, а если Ты простишь им, то ведь Ты - Великий, Мудрый". (5 Трапеза: 118) Однажды ночью Хазрат Са'ид ибн Джубаир (радиаллаху 'анху) читал следующий аят до наступления утра: "Отделитесь сегодня, грешники". (36 Йасин: 59)
- Подчинить свое сердце тому аяту, который читаешь. Например, если на языке аят о милости, то сердце должно быть наполнено радостью, а если аят о наказании, то сердце должно трепетать.
- Сделать слух настолько внимательным, как будто бы говорит сам Аллах Та'аля, а читающий Его слушает.
Пусть Аллах Та'аля Своей Добротой и Милостью даст нам с вами возможность читать Коран со всеми этими правилами.
СТАТЬЯ ШАРИАТА:
Выучить столько Корана, сколько необходимо в намазе, на каждом человеке лежит фарзом (обязанностью). А заучивать весь Коран - это фарз кифая.
Если (а'узу билля) нет ни одного хафиза. то все мусульмане виновны. Мулла 'Али Кари (рахматуллахи 'алейхи) от Заркаши (рахматуллахи 'алейхи) приводит, что если в городе или деревне нет человека, читающего Коран, то все жители виновны. В сегодняшней темноте и невежестве, когда среди нас мусульман во многих религиозных вопросах распространяется заблуждение, заучивание Корана считается обычно бесполезным, многократное повторение его слов считается глупостью, заучивание его слов - сжиганием мозгов и пустой тратой времени. Если бы это была единственная чума в нашей нерелигиозности, то можно было бы что-то написать об этом подробно, но здесь каждое движение больное, каждая мысль ведет в заблуждение.
Поэтому, по какому поводу остаётся плакать и о чём жаловаться?
Аллаху мы жалуемся и у Него просим помощи.
Абу Са’ид (радиаллаху’анху) говорит, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) говорил, что Аллах Та’аля сказал: "Тому, кто не находит времени для зикра и до’а из-за того, что занят Кораном, Я дам больше, чем всем просящим до’а. Превосходство слова Аллаха над всеми другими словами, как превосходство самого Аллаха над всеми Его творениями".
То есть тому, кто занят заучиванием Корана наизусть, изучением или осмыслением его настолько, что не находит времени для до’а и так далее, Аллах даст ему нечто лучшее, чем то, о чём просят делающие до’а.
‘Айша (радиаллаху ‘анха) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал:
«Знаток Корана будет с благородными ангелами, которые переписывают ниспосылаемые книги Аллаха. А тот, кто с трудом, но усердно читает Коран, получает двойную награду».
«Знатоком Корана» называется тот, кто хорошо его знает и хорошо его читает. А если он ещё знает его смыслы и значения, то что ещё скажешь?
«Быть вместе с ангелами» означает, что и ангелы являются передатчиками Корана из Лаухи-ль-Махфуз (хранимые скрижали), и он тоже является передающим и доводящим Коран до других, то и он и они занимаются как бы одним и тем же делом, же то,- что во время Воскрешения он будет вместе с ангелами.
Запинающемуся двойная награда: одна — за его чтение, а другая — за те трудности, которые он терпит из-за постоянных запинок. Но это не означает, что он превзойдёт знатока. Награда, описанная для знатока, намного выше этой, так как сказано, что его сбор будет с особыми ангелами. Но смысл в том, что за труд, затраченный на преодоление трудностей и запинок, будет получена отдельная награда. Поэтому из-за этой причины никто не должен оставлять занятие Кораном.
Мулла ‘Али Кари (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт риваят Тибрани и Байхаки, что тот, кто учит Коран и не может его запомнить, получит двойную награду. Таким же образом тот, кто жаждет запомнить его, но не имеет возможности для этого, но он всё равно не прекращает усилий, тот будет воскрешён Аллахом в Судный День вместе с хафизами.
‘Усман (радиаллаху ‘анху) говорит, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Лучший из вас тот, кто изучает Коран и обучает ему».
Так как Святой Коран является основой религии, то от его существования и его распространения зависит сама религия. Поэтому то, что его изучение и обучение ему является наилучшим — очевидно, здесь нет необходимости в объяснении. Хотя, конечно же, существуют разные его виды. Совершенный вид — это изучение вместе со смыслами и значениями, и самая низшая степень — это заучивание только слов.
Другое высказывание Наби (салляллаху ‘алейхи уа саллям), переданное Са’идом бин Сулеймом (рахматуллахи ‘алейхи) как мурсалян (тип хадиса), подтверждает вышеупомянутый хадис: «Тот, кто выучит Коран, и будет считать того, кто наделён чем-то другим, выше себя, то это будет оскорблением благу Аллаха, данному ему, посредством Корана». И ясно, что когда слова Аллаха являются превосходнее всех других слов, как постоянно встречается в хадисах, то, конечно же, их изучение и обучение им должно быть превыше всего.
Мулла ‘Али Кари (рахматуллахи ‘алейхи) приводит другой хадис: «Человек, который выучил Коран, набрал знания пророчества на своем лбу».
Сахль Тустари (рахматуллахи ‘алейхи) говорит, что признак любви к Аллаху Та’аля — это присутствие в сердце любви к Книге Аллаха. В «Шархе Ихья» в список людей, которые будут находиться под тенью трона Аллаха в страшный День Суда, включены те, которые преподают Коран детям мусульман, а далее включены и те, кто выучивают Коран в детстве, и, став взрослыми, внимательны к его чтению.
Ибн Мас’уд (радиаллаху “анху) говорит: «Если вы хотите знаний, то размышляйте над значениями Корана, в них знания о прошлом и будущем». Но необходимо соблюдать условия и правила, существующие для толкования Корана. Не так, как в наши дни стало принято, зная немного арабского или даже не зная совсем ни одного слова, заглянув в перевод Корана, начинают выдвигать свои мнения.
Для толкования Корана специалисты указали на необходимость освоения пятнадцати наук. Из-за недостатка времени, я привожу их вкратце, из чего будет понято, что постичь глубины смыслов Корана дано не каждому.
- Лугат, то есть язык, из-за которого узнаются значения отдельных слов Корана. Муджахид (рахматуллахи ‘алейхи) говорит: «Кто верит в Аллаха и в День Суда, ему не разрешено без знания арабского языка открывать рот в отношении Корана. И недостаточно знать всего несколько смыслов слова, потому что часто одно слово имеет много значений, и среди них он знает одно или два, а на самом деле в данном месте имеется в виду какой-то другой смысл».
- Необходимо знать нахв, грамматику, потому что при изменении и’раб (гласных звуков) меняется целиком смысл слова.
- Сарф, так как из-за различий в корне и в спряжении полностью меняются значения. Ибни Фарс (рахматуллахи ‘алэйхи) говорит: «Тот, кто потерял знания сарф, тот многого лишился».
‘Аллама Замахшари передаёт в тафсире «Уджубат», что один человек перевёл аят:
«В тот День, когда мы призовем всех людей со своими имамами», (17 Бани Исраиль: 71) — из-за незнания сарфа, как: «В тот День, когда мы призовем всех людей со своими матерями». Слово имам, которое было в единственном числе, он принял как множественное число слова умм (мать). А если бы он знал сарф, то он знал бы, что множественное число слова «умм» не будет «имам».
- Иштикак. Необходимо знать иштикак, так как если слово происходит от двух разных корней, то оно будет иметь различные значения. Как, например, слово «масих» происходит от слова «масах», что означает дотрагиваться или протирать влажной рукой, а также от слова «масахат», что означает измерения.
- ‘Ильм-уль-ма’ани. Структура словосочетаний понимается на основе её значений.
- ‘Ильм-уль-баян. Знание, с помощью которого определяются явные и скрытые значения речи, а также метафоры и иносказания.
- ‘Ильм-уль-бади’. Из-за неё открывается красота языка с точки зрения-описаний.
Последние три науки составляют «’Ильм-уль-балагат», и являются одними из важнейших наук для толкователей, потому что Священный Коран — это нечто неподражаемое, что становится понятным, благодаря этим наукам.
- ‘Ильм-уль-кыра’ат. Знание искусства прочтения. В разных способах чтения передаются иногда разные смыслы. Иногда одни смыслы предпочтительнее других.
- ‘Ильм-уль’ака’д. Знание мировоззрения, основ вероубеждения. Так как встречаются в Коране такие аяты, которые в их явном смысле не применимы к Аллаху Та’аля. Иногда возникает необходимость объяснять некоторые аналогии. Как, например: в аяте 48, суре Победа.
- Усуль-уль-фикх. Правила законоведения. Бывает необходима для обоснования и приведения аргументов в основу подтверждения утверждений.
- Асбаб-ун-нузуль, то есть ситуации, в которых ниспосылались аяты. Из-за них лучше разъясняются смыслы аятов. А иногда основной смысл аята определяется, только если знаешь ситуацию его ниспослания.
- Насих-о-мансух. Знание приказов, которые постепенно были отменены или заменены, так чтобы отмененный приказ можно было отличить от действующего.
- ‘Ильм-уль-фиках. Знание законов ислама. Знание деталей позволяет понять всё в целом.
- Необходимо знать такие хадисы, которые являются толкованием определённых аятов Корана.
- После всего этого существует ‘Ильм-и-вахби, которую Аллах дарует особым людям, как показано в хадисе:
«Кто поступает в соответствии с тем, что знает, тому Аллах Та’аля даёт знание того, чего тот не знает».
Таким же образом ‘Али (радиаллаху ‘анху) указал на это знание, когда люди его спросили, давал ли ему Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) особые знания или особые наставления, которые касаются только его, а не всех обычных людей.
Он ответил: «Клянусь Тем, Кто создал джаннат и создал душу, что не обладаю ничем, кроме того понимания, которое Аллах Та’аля давал кому-либо, чтобы понять Его Книгу».
По словам Ибни АбиДунья, знания Корана и того, что из него следует - как безбрежный океан.
Вышеперечисленные науки подобны инструментам для толкователя. А если кто-либо, не обладая этими науками, будет делать тафсир (комментарий), то в него войдут его личные мнения, что было запрещено. Сахабы (радиаллаху ‘анху) обладали арабским языком, который был их родным, а остальные знания они черпали из светильника пророчества.